Технологическая карта
урока
Ф.И.О. Абрамова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная
школа №1» ________
Предмет: Окружающий мир_______________________________________________________________________________________________
Класс: 3_______________________________________________________________________________________________________________
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Планета знаний»____________________________________________________
Предмет: Окружающий мир_______________________________________________________________________________________________
Класс: 3_______________________________________________________________________________________________________________
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Планета знаний»____________________________________________________
Тема
урока: «Эмоции
и темперамент»______________________________________________________________________
Тип
урока: Открытие новых знаний__________________________________________________________________________________________
Место
урока в системе уроков: 10-й урок в разделе «Человек» ______
Цель:
|
Способствовать
развитию эмоциональной сферы ребёнка, умения понимать эмоциональное состояние
других людей.
|
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: |
Познакомить
с понятиями «эмоции», «темперамент», расширить представление о том, что
влияет на настроение человека.
Развивать
эмоциональную сферу детей; монологическую и диалогическую речь, умение
анализировать, делать выводы, расширять словарный запас.
Воспитывать
бережное отношение к своему здоровью, умение сочувствовать другим.
|
УУД:
Предметные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД: |
Иметь
представление о настроении человека. Уметь анализировать и рассказывать, как
меняется настроение, определять причину веселого (грустного) настроения.
Планировать
действия в учебной деятельности,
осуществлять контроль.
Работать
с информацией учебника, устанавливать причинно-следственные связи, ставить
учебную проблему.
Вступать
в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать
свои высказывания, сотрудничать в поиске информации.
Оценивать
своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления
собой.
Формировать умение участвовать в
учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном
повествовании полученную информацию. Осознание своего продвижения в овладении
предметными и универсальными учебными действиями. Чувство ответственности за
выполнение своей части работы при работе в группе.
|
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Предметные результаты в области ИКТ:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
|
Понимают
эмоциональное состояние других людей, учитывают его в процессе общения,
раскрывают значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.
Принимают
поставленную учителем задачу; действуют по заданному алгоритму; оперируют
понятиями. Оценивают правильность выполнения заданий.
Извлекают
информацию, используют знаково – символические средства (рисунки), для
решения учебных задач.
Имеют
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в окружающем мире.
|
Основные понятия:
|
Настроение,
эмоции, темперамент
|
Межпредметные связи:
|
Музыка,
литературное чтение, изобразительное искусство
|
Ресурсы:
Основные
Дополнительные
|
Учебник
«Окружающий мир» 3 класс, часть 2 (Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов), рабочая
тетрадь «Окружающий мир» №2.
Картинки с
ситуациями, тест по теме «Человек» для ученика, презентация «Эмоции и
темперамент», а/з песни «Кота Леопольда», карточки с названием настроения,
карточки для игры «Жокей и лошадь», анкета для выявления
особенностей темперамента школьника, карточки для выведения темы урока.
|
Структура и содержание урока
Этапы урока,
формы работы
|
Содержание
деятельности
учителя |
Содержание
деятельности
обучающегося
( осуществляемые действия)
|
Формируемые способы действия обучающегося
|
I.Организационный момент.
Приветствие гостей.
|
-Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
|
-Видеть Вас мы очень рады!
(Дети произносят хором)
|
Умение
приветствовать гостей
|
Психологический настрой.
|
-Давайте
гостям немножко расскажем о себе.
-Вижу у вас хорошее настроение, значит, с любыми
заданиями на уроке мы справимся легко.
Желаю удачи!
- Садитесь.
- Я предлагают взять девиз урока слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть
прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки»
|
Дети стоят лицом друг к другу в паре.
-Ты третьеклассник и я третьеклассник,
У тебя нос и у меня нос,
У тебя щёчки красные и у меня щёчки красные,
У тебя головка умная и у меня головка умная,
Мы два друга - мы любим друг друга.
(обнимаются)
|
умение работать в
паре
принимать и сохранять учебную цель и задачу
|
II.Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Интеллектуальная
разминка.
|
Организует работу в парах и
повторение изученного.
-Вспомните,
какой раздел мы изучаем?
-Сейчас
постараемся рассказать, что мы узнали нового в этом разделе? Урок начнём с
игры «Жокей и лошадь»
(Предлагается в игровой форме учащимся ответить на ряд вопросов и проверить правильность выполнения
домашнего задания)
- У одних детей на партах
лежат карточки с вопросами, это жокеи; у вторых – с правильными ответами, это
лошади. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
-Давайте проверим ваши пары.
|
-Мы
изучаем раздел «Человек».
Жокеи
ходят по классу и стараются найти правильный ответ на свой вопрос.
Дети сидят
парами. «Жокей» читает вопрос,
«лошадь» - ответ. Если правильно, то класс хлопает в ладоши, если, нет,
находят правильный ответ.
Один ученик выполняет на компьютере тест по теме: «Человек»
|
умение работать в команде;
умение слушать и слышать друг друга, строить речевое
высказывание в устной форме, принимать и сохранять учебную цель и задачу
тренировка
соответствующих мыслительных операций
|
III. Сообщение темы урока.
|
Организует работу в парах и формирование
темы урока.
-Каждый ученик на своей карточке зачёркивает
одинаковые буквы. А из оставшихся букв
надо прочитать слово. У первого варианта получится одно слово и у второго
варианта второе слово, поставьте между ними союз.
-Какие
союзы вы знаете?
-Соедините
два слова подходящим союзом и назовите тему урока.
- Определите
цели урока, используя опорные слова:
-Мы на
уроке познакомимся с понятиями……
-Мы сможем
поразмышлять о своём…
|
Дети
работают на карточках по вариантам. Зачёркивают, одинаковые буквы в каждом ряду,
а из оставшихся слов и называют тему урока.
У первого
варианта слово - эмоции, у второго
-темперамент.
- Мы знаем
союзы: и, а, но.
-Тема
урока: «Эмоции и темперамент»
- Сегодня
на уроке мы……эмоции и темперамент
……..о настроении,
поведении и общении.
|
Анализировать,
делать выводы, строить речевое высказывание в устной форме, работать в
паре согласованно
Определение
цели, учебных задач, планирование своей деятельности
|
IV.Открытие новых знаний.
|
Организует
работу по открытию новых знаний, обеспечивает контроль над выполнением заданий.
- А как вы думаете, что такое эмоции?
Если появляются трудности с предположениями, то
учитель предлагает:
-Выберите ответ: Эмоции
- это:
- болезнь человека
- переживания
- вкусная пища
- Проверить свои предположения мы сможем в
учебнике.
-По содержанию
учебника, найдите тему сегодняшнего урока и назовите страницу, на которой мы
будем работать.
-Прочитайте
первый абзац учебника на стр.41 и скажите, совпали наши предположения, что
такое эмоции?
-На стр.41
мы видим девочек.
-Задаю вам
проблемный вопрос:
- Как мы
можем узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он об
этом не рассказывает?
- Чем сопровождаются
эмоции девочек?
-Изменение
выражения лица, которое выражает внутреннее душевное состояние, называется
как?
- А движение рукой или другое телодвижение, как называется?
-Чем ещё
могут сопровождаться эмоции?
-Сейчас я
вам опишу мимику, жесты, а вы попробуете изобразить разные эмоции, глядя на
себя в зеркальце.
-Попробуйте
определить, что это за эмоция, назовите её.
- Я
улыбаюсь.
Мои глаза
слегка прищурены.
Уголки рта
слегка приподняты.
Я смеюсь.
Я пою.
- Какую эмоцию
изобразили?
-Мои брови
нахмурены и сдвинуты.
Зубы
стиснуты.
Губы
плотно сжаты.
Ноздри
расширены и дрожат.
Я сжимаю
кулаки.
Я хочу
ударить.
-Мои брови
приподняты.
Рот слегка
приоткрыт, округлён.
Глаза
широко раскрыты.
Я
восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»
- Мои брови приподняты и слегка.
Глаза
очень широко открыты.
Я хочу
защититься, спрятаться, убежать.
-Все ли
отражения в зеркале вам понравились?
- На
сколько групп можно разделить эмоции?
-Поделите
эмоции.
-У вас
лежат листочки, на них написаны эмоции.
Подчеркните
положительные эмоции карандашом.
Восхищение,
радость, восторг, удовольствие, удивление, веселье, счастье,
любовь, ликование,
доброта, одобрение, грусть, горе, боль, тоска, ненависть, отвращение, злость,
обида, гнев, страх, спокойствие.
-Прочитайте положительные эмоции.
-Рассмотрим
репродукцию картины (на слайдах презентации)
– Какие
эмоции хотел передать нам художник?
-Какие
эмоции испытывают герои картин?
-А слушая
музыку можно испытывать эмоции?
-Послушаем
Времена года. П.И. Чайковского. Март.
-Какие эмоции хотел передать
композитор своей музыкой?
-Из какой сказки эти строки? Кто их автор?
Какие
эмоции испытывают герои сказок
А.С.Пушкина?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?..
Грусть-тоска меня
съедает-
Диво б дивное хотел
Перенесть я в свой удел...
В кухне злится
повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене...
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по
ней...
-А
эмоции влияют на жизнь человека?
-Как
эмоции влияют на здоровье человека?
-Ребята, можно управлять своими эмоциями?
- Как
можно «прогнать»
плохие эмоции? Посоветуйте.
- Смех продлевает
жизнь . 1мин
смеха равен 15 мин жизни
-Одна
минута здорового смеха обеспечивает расслабление организма на последующие 45
минут.
- По подсчётам экспертов, женщины проливают
слёзы от 30 до 64 раз в год, в то время как мужчины – не более 17.
- Активный, от всей души плач в течение 15
минут способен снять напряжение, накопившееся за целый год.
-Страхи
обнаруживаются у каждого третьего жителя нашей планеты.
-Есть
ещё и продукты:
Паприка
Чем острее, тем лучше.
Ароматические вещества способствуют выделению
«гормона счастья».
Клубника
Очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует
отрицательные эмоции.
Бананы
содержат вещество,
необходимое мозгу, чтобы
тот просигнализировал:
«Вы счастливы».
- А ещё весёлая музыка
вызывает положительные эмоции.
-Давайте отдохнём.
Организует
музыкальную физминутку.
- Внимательно
рассмотрите рисунки. Узнайте фразеологизм
об
эмоциях. Дайте ему толкование.
Лезть в бутылку - Волосы встали дыбом –
Повесил нос-
Выйти из себя-
Взять себя в
руки
Надуть губы –
-Часто вы
обижаетесь? А на кого?
-
Об обиде нам расскажет Кольцов Женя. И даст вам совет, как избежать обид.
-Как избежать обид?
-А
ещё послушайте притчу:
На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников:
«Люди оскорбляют друг друга тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: - только дурак назовёт дураком другого, - только раб ищет раба в другом, - только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда не на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами». |
Дети высказывают
свои предположения.
Дети по
содержанию находят страницы урока.
-Мы будем
работать на странице 41.
Дети
читают первый абзац учебника на стр.41.
-Эмоции –
это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к
самим себе.
Рассматривают
картинки в учебнике.
-Глядя на
лицо, руки и т.д.
-Эмоции
сопровождаются движениями рук, тела, изменяется выражение лица.
- Изменение
выражения лица, выражающее внутреннее душевное состояние это мимика.
-Движение рукой или другое телодвижение это - жест.
-Эмоции могут сопровождаться изменением интонации
голоса.
Дети
изображают радость.
-Мы изобразили радость.
Дети
изображают злость.
-Мы
изобразили злость.
Дети
изображают удивление.
Дети
изображают страх.
-Нет, не
все отражения понравились.
-Эмоции можно разделить на 2 группы?
- На
положительные и отрицательные.
-Восхищение, радость, восторг,
удовольствие, удивление, веселье, счастье, доброта, ликование, одобрение.
Дети рассматривают репродукции картин «Опять двойка», «Алёнушка», «Дети, бегущие от грозы», «Тройка» «С ярмарки» и объясняют эмоции.
Дети слушают «Времена года». П.И.
Чайковского. «Март».
- Эмоции грусти.
-Печаль.
Покой. Волнение.
-Ожидание
весны.
-Надежда
на счастье.
-Сказка «О царе Салтане и славном сыне
Гвидоне»…
-А.С.Пушкин
-Печаль.
- Печаль. Грусть. Тоска.
Злоба, зависть.
- Сказка « О мёртвой
царевне и семи богатырях»
-Печаль.
- Положительные
эмоции благотворны для человека и для окружающих его людей.
-Они
несут в себе заряд энергии и как бы заряжают
другого человека хорошим настроением.
-Хорошее
настроение укрепляет здоровье.
- А отрицательные эмоции - это стресс для психики, они вредят здоровью человека.
(может
голова заболеть, сердце, настроение плохое будет)
-
Можно и нужно управлять эмоциями.
Советы детей.
- Потопать ногами на месте. 10 раз (Вы
дадите выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и плохое
настроение.)
-Подпрыгнуть высоко
несколько раз.
- Закрыть глаза,
досчитать до 10 и обратно.
- Смыть плохое
настроение. (Умыться и ощутить, как вода смывает плохое настроение)
- Несколько раз
глубоко подышать.
- Надуть злостью шарик и
отпустить его, а вместе с ним плохое настроение улетит далеко.
- Спеть бодрую
песенку, сплясать быстрый танец.
- Улыбаться нужно чаще.
Дети под
музыку танцуют.
-раздражаться,
возмущаться
-страх,
ужас
-
огорчился
-стать
злым
-успокоиться
-обидеться
Рассказ
ученика об обиде и как её избежать.
Ответы
детей.
|
Планировать
решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей.
Воспроизводить
по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать
выбор.
Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта.
Умение
строить высказывание.
Умение
извлекать информацию
Умение
строить высказывание.
Умение по
выражению лица узнавать об эмоциональном состоянии человека.
Умение
осуществлять контроль
Соотнести
выражение лица с названием подходящего настроения.
Умение извлекать информацию из
рисунка.
Сличение с
эталоном
Уметь вносить
необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и
учёта характера сделанных ошибок.
Преобразовывать
модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной
цели.
Умение коллективно обсуждать, сотрудничать в поиске
информации, умение устанавливать причинно-следственные связи.
|
-Рассмотрим два рисунка.
-Какие
игры любят мальчики?
-А как вы
думаете, от чего это зависит?
Если
затрудняетесь, вспомните тему урока.
-А что
такое темперамент? Можно узнать на стр.42 учебника.
-Выделяют четыре типа людей,
которые отличаются типом поведения.
-Надеюсь вам
интересно узнать свой темперамент.
Мы с вами
провели анкетирование.
-Посмотрите, каких букв у вас больше?
Если:
·
А - сангвиник.
·
Б - холерик.
·
В - флегматик.
·
Г - меланхолик.
-А что означают эти слова, послушаем одноклассников.
-Знакомство с
типами темперамента поможет вам найти эти черты у себя, у одноклассников и
близких.
|
-Один
мальчик любит подвижные игры, а второй -спокойные.
-Это
зависит от темперамента.
-Темперамент
- различные типы поведения людей.
Дети анализируют анкеты.
Дети рассказывают о темпераментах.
|
Оценить
своеобразие каждого ученика и научиться взаимодействовать друг с другом.
|
|
Домашнее задание
|
Знакомит и объясняет домашнее задание.
-
Проведите дома исследование на выявление типов темперамента ваших близких.
|
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
|
Осознавать,
принимать, сохранять учебные задачи.
|
Итог урока.
Рефлексия
|
Оценка результатов выполнения заданий на уроке.
Организация подведения итогов урока обучающихся.
Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.
-Нужны ли
нам в жизни приобретённые сегодня
знания?
- Для
чего?
-Закончите
предложение.
- Составьте синквейн.
-Составить
синквейн дома к слову темперамент.
Выставить оценки за работу на уроке.
-Мне
интересно узнать какие эмоции вы
испытываете сейчас. Нарисуйте.
Играет песня кота Леопольда
«Неприятность эту мы переживём»
|
Отвечают на вопросы. Определяют
своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
-Я узнал (а)….
- Мне было интересно…
-Теперь я умею…
-Сегодня мне удалось…
-Было трудно…
Эмоции.
Положительные, отрицательные.
Радуется, огорчается, сочувствует.
Переживания, в которых проявляется
отношение людей к окружающему миру.
Движение. (Переживания)
|
Умение
строить высказывание.
Умение
делать выводы, обобщать.
Умение
осуществлять контроль
Способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои
достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Умение
оценивать свою работу.
Развитие
критического мышления
|
Дети рисуют эмоцию (слайд 31)
Вывешивают на доске в 2 столбика: положительные и отрицательные.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий